Доступная среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ - создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
- Сайт Государственной программы "Доступная среда"
- Доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
- Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
- Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся ,в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ "Детский сад № 17 "Семицветик" .
- Специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Памятка взаимодействия и оказания помощи инвалидам и другим маломобильным группам населения.
- Обеспечение доступа в здания МКДОУ "Детский сад № 17 "Семицветик" инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МКДОУ "Детский сад №17 "Семицветик".
1.Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Специально оборудованные учебные кабинеты в детском саду отсутствуют. Образовательная деятельность, в том числе с воспитанниками с ОВЗ и с детьми-инвалидами, проводится в групповых помещениях. Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, соответствующая современными требованиями, развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов. Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется всё необходимое для развития двигательной активности детей. Разнообразное оформление приёмных комнат, групповых, спален помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.
2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в учреждении используются: групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинет социального педагога. Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, фортепиано, синтезатором, аккордеоном, акустической системой, сабвуфером, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется. Кабинет социального педагога приспособлен как для подгрупповых занятий, так и для индивидуальных занятий. В кабинете имеется необходимый дидактический материал. Кабинет имеет специальное оборудование: зеркала, развивающие игры, раздаточный материал и наглядные пособия для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми на развитие эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов. В кабинете накоплены и хранятся документы социального педагога, в том числе протоколы диагностических обследований.
3. О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете и у воспитателей в групповых помещениях. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В методическом кабинете имеются: компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ. В групповых помещениях также имеются: принтер, сканер, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
4. Об объектах спорта, приспособленных для использования и инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ. Имеется адаптированная программа для работы инструктора по физической культуре с воспитанниками с НОДА. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ (воспитанников с НОДА, тяжелыми нарушениями речи, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы) используется различный инвентарь, в том числе мягкий. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На улице нет специальной спортивной площадки, но прогулочные участки адаптированы для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
5.О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования и инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами: • игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия), • спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.), • музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.), • учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки), • мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и переносной), магнитофонами, интерактивными панелями, музыкальным центром и др. • печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов: Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, ноутбуки, факс, принтеры, сканеры, музыкальные центры, ламинатор, фотоаппарат, интерактивное оборудование: интерактивный стол, проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от потребности ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МКДОУ «Детский сад № 17 «Семицветик» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для всех категорий инвалидов. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж.
В ДОУ ведется работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Входные пластиковые и металлические (противопожарные двери) оснащены доводчиками. Ширина дверных проемов во всех помещениях варьируется от 83 см до 90 см, имеющиеся дополнительные створки при открытии позволяют увеличить ширину прохода до 140 см; просторные коридоры, лестничные марши шириной 135 см — все это способствует беспрепятственному перемещению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внутри МКДОУ «Детский сад № 17 «Семицветик» присутствует понятная навигация, помогающая ориентироваться внутри здания. В этом году установлены таблички с текстовой информацией и шрифтом Брайля для информирования слабовидящих людей. Имеются тактильные вывески с названием организации и режимом работы рельефными буквами. Надпись дублируется шрифтом Брайля. А также тактильные кабинетные таблички с названием кабинета (кабинет заведующего, медицинский кабинет) рельефными буквами. Надпись дублируется шрифтом Брайля. Для инвалидов и лиц с ОВЗ установлен электрический звонок вызова со стороны центрального входа.
7.Об специальных условиях питания обучающихся.
В детском саду организовано четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотнённый полдник), соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды питаются совместно с другими воспитанниками, если врачом не прописана какая-либо диета. В каждой группе вывешивается меню на каждый день, подписанное заведующим детским садом. Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории. Медицинская сестра ДОУ постоянно взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежедневно берутся суточные пробы для контроля качества и выполнения норм питания. Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с цикличным двадцатидневным меню. Соблюдение санитарно-гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется медицинской сестрой. Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов и детей.
8.О специальных условиях охраны здоровья.
В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и детям-инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. В учреждении имеется лицензированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры, процедурный кабинет, палата-изолятор). Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными медицинскими работниками ГБУЗ "Фроловская детская поликлиника". Ведётся физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей путём:
• оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН);
• осуществления профилактических мероприятий;
• контроля за физическим и психическим состоянием детей;
• проведения закаливающих процедур;
• обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
• формирования у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе. Каждый педагог в образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно-развивающие задачи. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.). В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультура (на улице); в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование; организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
9. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации МКДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.
10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, у детского сада нет. Доступ обучающихся к электронным ресурсам не предусмотрен.
11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.
12. О наличии условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.
Фотогалерея